Дмитрий I Иванович, получивший прозвище Дмитрий Донской за победу в Куликовской битве, уже в 9 лет стал князем Московским, а в 13 - великим князем Владимирским. Правление Дмитрия Донского ознаменовало собой объединение русских земель с центром в Московском княжестве. Дмитрий Иванович Донской известен как основатель белокаменного Московского Кремля, как военачальник, успешно противостоящий Золотой Орде, а главное – как один из самых справедливых и добросердечных правителей на Руси.
Правление Димитрия Донского принадлежит к самым печальным и тяжелым временам отечественной истории. Постоянные войны, вражеские набеги и внутренние междоусобицы стали символом того времени. На Москву нападали литовцы, а сам Дмитрий шел войной против Смоленской и Брянской территорий. После московского пожара 1367 года Дмитрий I построил не деревянный, а белокаменный обновлённый кремль, который стал настоящим щитом города. В итоге князю удалось централизовать власть и успешно сражаться не только против соседей, но и против войск Мамая.
Нарастающее могущество Московского княжества тревожило ханов Золотой Орды, и Мамай отправляет свои войска в сторону Москвы. Они разгромили Нижний Новгород, но в битве у реки Вожи русское воинство нанесло ордынской армии сокрушительный удар. Тогда Орда собирает еще большее число воинов и идет в новый поход на Русь. Итогом этого стала Куликовская битва, считающаяся одним из ключевых событий русской истории. Дмитрий Донской побеждает, но его неудачи на этом не прекращаются, хотя дань больше платить было не нужно.
После Куликовской битвы произошло слияние Владимирского и Московского княжеств, а Москва стала центром объединения русских земель. Однако через два года хан Тохтамыш воспользовался отсутствием великого князя в родном городе, напал и подчистую разорил Москву. Пришлось Дмитрию согласиться вновь платить дань Орде, хотя и значительно меньшую, чем раньше. Это привело московскую казну к опустошению, и Донской начинает новые междоусобные войны с Рязанью и Новгородом.
2.Правление Николая IВступление Николая на престол ознаменовалось восстанием декабристов, которое было жестоко подавлено. В апреле 1826 г. появилось II отделение личной канцелярии Николая I, перед которым была поставлена задача привести в порядок действующее с 1649 г. законодательство. Император осознавал важность совершенствования законодательства и упорядочения на этой основе системы государственного управления. Осуществление кодификации десятков тысяч разнообразных указов, появившихся со времен Соборного уложения, император поручил Михаилу Михайловичу Сперанскому, члену Государственного совета. В течение трех лет все законы, изданные за 180 лет, были собраны, расположены в хронологическом порядке и напечатаны в 45 томах под названием «Полное собрание законов Российской империи». Затем Сперанский приступил к созданию второго сборника − «Свода законов Российской империи», в котором отобрал все действующее законодательство и изложил его в систематическом порядке. 15-томный «Свод законов» был опубликован в 1833 г.
3 июня 1826 г. было учреждено III отделение его канцелярии во главе с шефом жандармов Александром Христофоровичем Бенкендорфом. Оно занималось сыском и следствием по политическим делам, следило за раскольниками, сектантами, иностранцами, осуществляло цензуру.
Важной характеристикой системы государственного управления при Николае I стала бюрократизация всех сторон жизни общества. Созданная при Николае I система жесткого бюрократизма отчуждала власть от общества. Она привела к господству канцелярии, породила послушных исполнителей, чиновников-формалистов, блестяще описанных М.Е. Салтыковым-Щедриным. Другими особенностями системы управления являлись усиление полицейского характера и милитаризация аппарата управления. На посты глав многих министерств и ведомств, губерний при Николае I назначались военные.
Среди охранительных мероприятий Николая I выделяется «чугунный» Устав о цензуре от 10 июня 1826 г. Главным органом цензуры стал верховный цензурный комитет в составе трех министров − народного просвещения, внутренних дел и иностранных дел. В уставе до мельчайшей подробности были определены обязанности цензора с воспитательно-педагогической точки зрения. В 1848 г. для предотвращения проникновения революционных и либеральных идей в Россию был создан т.н. "Бутурлинский комитет" (по имени первого председателя) - высший цензурный орган, осуществлявший надзор за печатными произведениями. От цензурного террора пострадали М. Е. Салтыков-Щедрин, И.С. Тургенев, Ю. Ф. Самарин, были запрещены письма Екатерины II Вольтеру.
Жесткому надзору подверглись учебные заведения. В 1827 г. царь запретил допускать крепостных крестьян в средние и высшие учебные заведения. В 1828 г. новый школьный устав уничтожил преемственность между приходскими и уездными училищами и гимназиями. Во всех низших и средних школах были введены телесные наказания, а преподавателей, уличенных в «вольнодумстве», изгоняли со службы. Принятый в 1835 г. Университетский устав наряду с предоставлением университетам некоторых прав самоуправления и свободы преподавания предусматривал открытие на юридических факультетах университетов кафедр законов благоустройства и благочиния. На этих кафедрах изучали законы о народонаселении, народном продовольствии, общественном призрении, благоустройстве в городах и селениях, о праве. Университетская автономия на практике заменялась наблюдением за университетами, которое было возложено на попечителей учебных округов. Контроль за университетами ужесточился после европейских революций 1848 г. Было упразднено преподавание философии, прекращена посылка за границу молодых ученых для подготовки к профессорскому званию, введены ограничительные квоты для приема студентов в высшие учебные заведения.
Наиболее значимыми правительственными мероприятиями Николая I стали проведенная Министерством финансов в конце 1830-х гг. денежная реформа и осуществленная Министерством государственных имуществ реформа государственных крестьян.
Денежная реформа 1839–1843 гг. стала результатом деятельности писателя, ученого, генерала Егора Францевича Канкрина (1823–1844 гг.), сменившего Гурьева на посту министра финансов. Он сумел резко сократить государственные расходы, собрать в государственном казначействе значительный запас золота и серебра, укрепить курс русского рубля. Реформа установила систему серебряного монометаллизма. Обесценившиеся бумажные ассигнации заменялись государственными кредитными билетами, обменивающимися на золото и серебро. Вводилась практика внутренних и внешних займов, стали выпускаться «депозитные билеты» и «серии», имевшие одинаковую ценность с серебряной монетой.
Основные усилия Николая I были направлены на усиление централизации, борьбу с идеями революционного характера, возрастание роли канцелярии императора. Определенные успехи имела финансовая реформа. Крестьянская реформа касалась только государственной деревни, носила половинчатый характер. Социальная реформа не смогла решить задачу поставить все сословия на службу монарху. Бюрократизация и формализм характеризовали работу механизма государственного управления. Ограниченные реформы не смогли обеспечить промышленный переворот, как и сокращение дефицита бюджета, который к 1855 г. вдвое превысил профицит.
3.«Оттепель» (1953 – 1964)1953-1964 гг. - время хрущевской "оттепели", характеризовавшееся процессами десталинизации и либерализации внешней политики, преобразованиями в экономической сфере, духовным возрождением общества. Однако многие из реформ Н.С. Хрущева, проводимые сверху, непоследовательные и противоречивые, встречали сопротивление партийно-государственного аппарата и были обречены на неудачу.
Н.С. Хрущев, избранный в сентябре 1953 г. на пост первого секретаря ЦК КПСС, начал работу по преодолению культа личности И.В. Сталина. В 1953 г. прекратилось следствие по "делу врачей", на свободу вышли участники "мингрельского дела". В прессе появились первые статьи, осуждающие культ личности. Проводились реорганизация структуры и обновление кадров в органах внутренних дел и госбезопасности. Были ликвидированы в 1953 г. - Особое совещание при НКВД, в 1956 г. - ГУЛАГ.
Для проведения работы по реабилитации невинных жертв репрессий была создана специальная комиссия под председательством П.Н. Поспелова. А.С. Бубнову, С.В. Косиору, П.П. Постышеву, А.В. Косареву, М.Н. Тухачевскому и многим крупным советским, государственным и военным работникам, несправедливо осужденным по процессам 1930-х гг. были возвращены честные имена. К началу 1956 г. были реабилитированы около 16 тыс. человек.
Важной вехой в либерализации общественно-политической жизни страны стал XX съезд КПСС (февраль 1956 г.). Публичное осуждение культа личности Сталина, разоблачение преступлений тоталитарного режима вызвали глубокие перемены в общественном сознании. Особенно чутко реагировала на процесс десталинизации творческая интеллигенция. Важным результатом ХХ съезда стало ускорение процесса реабилитации незаконно осужденных. В 1953 -1961 гг. было реабилитировано около 800 тыс. чел. В дальнейшем этот процесс затормозился и возобновился только в середине 1980-х гг.В конце 1950-х гг. были сняты необоснованные обвинения с депортированных народов: чеченцев, калмыков, ингушей, карачаевцев и балкарцев. Они получили право вернуться на родину, где восстанавливалась их национальная автономия. Также были сняты обвинения в пособничестве фашистам с советских немцев. Началось возвращение на родину находящихся на спецпоселениях граждан Польши, Венгрии, Болгарии и др. стран.Однако реабилитация не затронула многих крупных советских и государственных деятелей 1930-х гг.: Л.Б. Каменева, Л.Д. Троцкого, А.И. Рыкова, Н.И. Бухарина. Было отказано в возвращении на прежнее место жительства немцам Поволжья. Не были восстановлены в правах репрессированных в 1930-е гг. советские корейцы и крымские татары, выселенные в годы войны.Во второй половине 1950-х гг. для укрепления правопорядка была проведена реформа системы правосудия, утверждено новое уголовное законодательство, принято Положение о прокурорском надзоре. Большие законотворческие полномочия получили союзные республики. Вместе с тем принимались необоснованные решения. Так, в 1954 г. указом Президиума Верховного Совета СССР Крымская область РСФСР была передана Украинской ССР.С 1954 г. для подъема целины в восточные районы страны: на Южный Урал, в Сибирь, Казахстан было направлено свыше 350 тыс. рабочих, крестьян, специалистов. Отсутствие научного подхода к освоению целины вело к быстрому истощению почвы, урожайность оставалась низкой. Накладывала отпечаток и традиционная бесхозяйственность: не были построены в срок зернохранилища, не созданы резервы техники и горючего. На освоение целины были брошены значительные материальные и людские ресурсы, которые более эффективно можно было использовать для развития традиционных районов земледелия. С 1958 г. проводилась реорганизация МТС. Колхозам предоставили возможность покупать у МТС технику. На базе МТС создавались ремонтно-технические станции, которые занимались ремонтом сельхозтехники, продажей сельхозмашин и горючего. Покупка дорогостоящей техники ухудшила финансовое положение значительной части хозяйств и породила недовольство. Механизаторы и ремонтники не желали переходить из МТС в колхозы, что означало снижение их жизненного уровня. Они находили себе работу в районных центрах, городах. В колхозах не имелось гаражей для хранения техники в зимнее время, общий уровень технической культуры колхозников был еще низким. Продолжилось укрупнение колхозов, шел процесс сселения неперспективных деревень. Всем хозяйствам по настоянию Хрущева рекомендовалось переходить к посеву кукурузы, которую продвигали вплоть до Архангельска. Это нововведение дало положительный результат только там, где кукуруза могла дать полноценный рост. Введение же кукурузы повсеместно без учета климатических особенностей не решило зерновой проблемы, урожаи были низкими. Кукурузная кампания стала своеобразным символом хрущевских преобразований.Быстро развивались машиностроение и приборостроение, продолжалась механизация производственных процессов в промышленности, капитальное строительство.Были сооружены тысячи крупных промышленных предприятий. Получили развитие новые отрасли промышленности: радиоэлектроника, ракетостроение. Однако диспропорции в развитии хозяйства сохранились. Медленно росло производство потребительских товаров, которых населению не хватало. Сельское хозяйство переживало кризис. Не хватало электроэнергии, химических удобрений, ценных культур.С 1957 г. началось проведение реформы управления промышленностью. Промышленные предприятия должны были отныне управляться не министерствами, а государственными органами территориального управления народным хозяйством - совнархозами. В ходе реформы территория страны делилась на 105 экономических административных районов, в которых создавались совнархозы. Все промышленные предприятия и стройки, расположенные на территории совнархозов, передавались в их ведение. При сохранении административных методов хозяйствования была нарушена единая техническая и технологическая политика внутри промышленных отраслей. Реформа была свернута с отставкой Хрущева.Были осуществлены мероприятия в области социального развития и социального обеспечения. Сокращен рабочий день для подростков до 6-ти часов. Для рабочих и служащих он сокращался на два часа в субботние и предпраздничные дни. Масштабное строительство жилья должно было решить квартирный вопрос. Успехи в расширении масштабов строительства были связаны с индустриализацией строительных работ, использованием в домостроении сборного железобетона.